К сожалению, всё чаще мы узнаем печальную статистику о ДТП
с участием детей. За увеличивающимися цифрами жизни детей, искалеченные судьбы.
А чаще всего виноваты в трагедиях мы – взрослые.
В этой беседе хочется обратить внимание на психологический
аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать
особенности детей и подростков. Медики настойчиво предупреждают, а взрослые эти
предупреждения просто игнорируют:
1.
Дети до 13-14 лет видят только прямо,
а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»);
2.
Ребёнку приходится поворачивать голову
для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого
ребёнку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому – четверть секунды;
3.
Восприятие ребёнком скорости, размера
транспортного средства и расстояния до него также искажено;
4.
Дети с искажением воспринимают звуки
на дороге;
5.
У них искажено восприятие размеров
транспортных средств и т.п.
Я как психолог хочу поделиться с родителями своими
размышлениями.
Все мы знаем, что люди делятся на «левшей» и «правшей» по
принципу ведущей руки. Каждый родитель знает о том, какая рука у его ребёнка
более деятельная. Но мало кто знает, что активность руки связана с работой
разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а следовательно,
разный тир восприятия информации. Так, «правши», те, у кого преобладает работа
левого полушария мозга, считаются «мыслителями», то есть логистами. А «левши»,
те, у кого преобладает работа правого полушария мозга, - «художники», у них
более развито образное мышление. Правое полушарие отвечает за ориентацию
человека в пространстве, поэтому дети-«левши» лучше ориентируются на улицах и
дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А
значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на
улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Ещё одной психологической особенностью маленьких детей
является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха
не врождённое, а приобретённое человеком. Дети начинают понимать опасность и
страх, исходящий от движущегося транспорта, по мере объяснения причин этого страха
и опасности родителями. Чувство «правильной» тревоги передаётся от родителей к
детям, что должно
выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье
детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь. У ребёнка должно быть
реальное чувство опасности, которое может предотвратить трагедию на дороге.
Психологической службой нашей гимназии в рамках профилактической работы по
предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма был проведён ряд
исследований, которые выявили очень серьёзную проблему. Речь идёт о детях,
которые перемещаются по городу с родителями в личном автотранспорте.
Во-первых, эти дети чаще всего не знают Правил дорожного
движения и у них отсутствует навык правильного поведения на улицах и дорогах. Я
бы назвала эту проблему дорожным инфантилизмом, так как поведение, реакции на
дорогах у таких детей даже 10-12-летнего возраста больше похожи на поведение
малышей. На улице, если ребёнок испугается приближающейся опасности, он скорее
всего поступит неадекватно – постарается убежать или останется стоять на месте,
не обращая внимания на ситуацию
Во-вторых, у этих детей искажённое восприятие пространства.
Они чувствуют себя в роли водителя транспортного средства, и поэтому Правила
дорожного движения для пешеходов ими воспроизводятся как правила для водителя.
Это только часть моих размышлений и наблюдений. Но и они
недвусмысленно призывают взрослых к обдуманному, ответственному решению проблем
предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма. Научить ребёнка
правильному поведению на дороге часто так же важно, как вовремя переключить
стрелку на железнодорожном пути: всего один сантиметр отделяет катастрофу от
плавного и безопасного движения по жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий